Метатектура

Мы архитекторы. Последние пару десятилетий ушли из профессионального сообщества и его забот и занялись многим другим – методологией, культурой, управлением, городами, образованием… Но архитектура не отпускает. Мы поняли, что мыслим и видим мир именно как архитекторы и все, чем занимались, рассматривали именно оттуда. И у нас сложилось убеждение, что архитектура много шире, чем это принято считать, – это особый способ мыслить и постигать мир, и отождествление ее со строительством – только исторический этап ее существования. И сегодня становится актуальным осознать это и сотворить новые практики для архитектуры.

Тогда возникает множество новых для архитектурной мысли вопросов – о ее сути, языках, границах, об отношениях с технологиями и историей, с горо- дом и дизайном…

Возможно, архитектура не имеет истории, понимаемой как прогресс, осно- ванный на освоении новых и все более мощных строительных технологий. Античные или готические мастера создавали высокую архитектуру, ни в чем не уступающую творениям не менее великих мастеров современности. Так и в поэзии – Сафо не превзойдена Ахматовой – они разные и равные в про- странстве живой культуры.

И Витрувий понимал нечто столь глубокое и важное, что не утеряло и смысл и значение для нас и, надеемся, для наших потомков.

Но зато архитектура всегда была весьма рефлексива и много раз возвраща- лась к переосмыслению своих оснований и инструментов.

Можно выделить три потока в рассуждениях об архитектуре и городе:

  • Проявление божественного начала и его надо постичь.
  • Природный объект и его надо преобразовать по научным законам.
  • Человеческий мир и его надо обустроить.

И все три потока сосуществуют одновременно, но по-разному акцентирова- ны и проявлены в разные эпохи.

Можно говорить о генезисе архитектурной культуры, процессе развертыва- ния ее потенций, но можно говорить и о необъяснимых разрывах с традици- ей и творческих открытиях мастеров готики или модернизма. Архитектура выражает время и творит его, и это сильнее традиций и историй.

Вот и сегодня творится новый мир, и архитекторы или сумеют его поддер- жать и выразить, или проиграют свое будущее технологиям и дизайну. Тыся- челетия существования архитектуры не дают гарантии, что она не прервется. Нужны усилия, чтобы выразить новое небо и новую землю и создать будущее человечества. Столь пафосные слова соответствуют остроте ситуации пере- мен и масштабу интеллектуального напряжения, чтобы оторваться от при- вычного и задать иное. Слишком многое препятствует иному взгляду, много книг написано и много диссертаций защищено, много чиновников присма- тривают за соблюдением того, что принято считать нормой…

Мы пишем об изменениях понимания архитектуры, о сдвиге акцента в тео- рии и языке с отдельного сооружения и их ансамблей к стилю, форме, про- странству, среде и сегодня – к состояниям времени и творящей пустоте.

Мы утверждаем принципиальное отличие архитектурного мышления и виде- ния от научного, инженерного и других базовых форм мыслить мир и предла- гаем концепцию метатектуры как формы иного, более широкого понимания сути и практик архитектуры.

Мы пытаемся увидеть город как игру и коммуникацию многих сущностей, проявленных в нем и через него, продолжая и развивая представления о Ге- нии места, Духе времени и многом другом, о том, что не ухватывает чисто утилитарный взгляд на город как машину организации функций.

Мы развиваем иную типологию города и указываем на новые инструменты работы с ним.

Мы пробуем изложить это в представленных далее текстах. Эти тексты, в основном, представляют записи докладов на наших семинарах, фрагменты переписки и отдельные статьи. Это – сборник с присущим этому жанру мо- заичностью и повторами, но мы надеемся, что основные направления наших усилий – понять изменения и проблемы, зафиксировать возникновение но- вых вопросов о сущности архитектуры и города – нами проявлены.